Edith Piaf : биография

Дата 28.10.2004 0:27:59 | Раздел: исполнители

Edith Piaf



Она настолько полно, настолько сильно воплотила в себе душу французской песни, что вот уже сорок лет, мы не прекращаем попыток найти певца, способного стать ее продолжателем. Но все усилия тщетны. Поскольку Пиаф не была лишь самой собою. Она была дочерью эпохи, породившей такие величины как Кокто, Сартр, Шагал. Более того, Пиаф сама "создала" Монтана, Азнавура... Пиаф воплощала Францию. Ей не нужны были раскрутки и места в хит-парадах. Ей понадобились талант и страсть, и все...
Существует легенда, согласно которой Эдит Пиаф родилась "под фонарем", на улице Бельвиль в 20-ом округе Парижа. Однако на самом деле она родилась в больнице Тенон, как записано в свидетельстве о рождении выписанном на имя Эдит Гасьон 19 декабря 1915.

Ее отец, Луи - Альфонс Гасьон, был уличным акробатом, а мать, Анэт Майар, певицей. Первые годы жизни Эдит проведет у бабушки, со стороны матери, Аиши. Начинается первая мировая, отец уходит на фронт, мать зарабатывает на жизнь пением на улице, кроме бабушки о маленькой Эдит позаботиться некому.


От улицы Бельвиль до площади Пигаль.

Двумя годами позже, отец доверяет воспитание Эдит своей матери, которая живет в Берни, в Нормандии. Девочка проведет там несколько счастливых лет прежде чем вернуться к родителям. Вместе с отцом, они путешествуют по Франции. Отец выступает с акробатическими номерами, дочь - обходит публику со шляпой.

Взрослея, она все сильнее осознает то, какую власть над толпой имеет ее голос. Со своей лучшей подругой, Симоне, по прозвищу Момона, она все чаще зарабатывает на жизнь пением. В возрасте 15 лет, она покидает отца, чтобы расправить крылья.

В 1932 она встречает Луи Дюпона, по прозвищу Малыш Луи. В 1933 году у них рождается малышка Марсель. Однако двумя годами позже ребенок умирает от менингита.

Эдит продолжает петь на улицах Бельвиль и Пигаль, которую она посещает все чаще. Именно там, ее заприметит Луи Лепле, директор одного из наиболее элегантных парижских кабаре «Жернис», расположенном на Елисейских полях. Голос молодой женщины поражает его, и он решает немедленно предложить ей петь у себя. Именно он окрестит ее Воробышком (la Môme Piaf). Псевдоним “Пиаф”, означающий на парижском жаргоне “воробей”, станет именем, которое, наиболее емко охарактеризует всю физическую хрупкость сценического образа Пиаф.

В период между двумя войнами она сведет с ума весь Париж, и триумф не заставит себя долго ждать.

Продолжая заботится о ее карьере, Луи Лепле в 1936 году заставит ее записать первую пластинку "Les Mômes de la cloche" (Колокольчики). Однако в апреле, Лепле найдут убитым у него дома. Пиаф допрашивает полиция, и журналисты поспешат "раздуть" историю. Но очень быстро, молодая певица возобновляет свою карьеру с помощью Раймона Ассо. Безумно влюбленный в Пиаф бывший легионер и искатель приключений, очень тонко почувствует все оттенки ее сценического образа. Именно он поможет ей вылепить тот трагедийный образ, который мы все знаем. С композитором Маргаритой Монно, он напишет для нее песню, которая станет одной из жемчужен репертуара Эдит Пиаф "Mon légionnaire" (Мой легионер).

От Мёрисса до Кокто

В 1937, Воробышек наконец становится Эдит Пиаф, и Раймону Ассо Пиаф и Раймон Ассоудается убедить директора "АВС", очень престижного, по тем временам, парижского мюзик-холла "АВС", пригласить ее выступить там. Пиаф, которой было тогда 23, ожидал триумф. Она снимается в своем первом фильме "La garçonne" (Холостячка) Жана Лимура.

В 1940, Эдит Пиаф встречает актера Поля Мёрисса (Морис). Их совместная жизнь продлится два года. Жизнерадостная хохотушка Эдит была полной противоположностью Поля, сдержанного и элегантного мужчины, который научит ее держать себя в обществе.

Пиаф становится любимицей интеллектуалов, серди них был и Жан Кокто, который напишет для пары Мёрисс-Пиаф, пьесу, ставшую хитом сезона 1940 года, "Le bel indifférent". Спектакль, раскроет всю глубину драматического таланта Пиаф. На волне успеха, пара приглашена играть в фильме "Montmartre sur scène" (Монмартр на сцене) Жоржа Лакомба, где их партнером будет Жан - Луи Барро. Во время съемок Пиаф знакомится с Анри Конте, который станет ее новым Пигмалионом, а также напишет музыку ко многим ее песням.

Во время войны, Пиаф, организует свое личную группу Сопротивления, состоящую из еврейских музыкантов, вместе с которыми будет без устали работать.

В годы войны Пиаф оттачивает до совершенства манеру исполнения и сценический образ. В 1944, ей почти 30. У нее есть опыт и успех, которыми она щедро делится со всеми, кто, по ее мнению, того заслуживает. Она будет щедра, когда, в конце лета 1944, встретит молодого Ива Монтана, в которого влюбится, который заставит ее забыть обо всем, карьере, репертуаре, гардеробе. Анри Конте напишет для него хиты, которые Монтан будет петь всю жизнь - такие как "Battling Joe" или "Luna park".
".

В 1945, Пиаф и Mонтан сыграют вместе в фильме "Etoile sans lumière" (Звезда без света) Марселя Блистэна.


От Mонтана до Сердана

В конце 1945 года, Пиаф написала одну из наипопулярнейших песен всех времен, "La vie en rose". Однако ее окружение не проявит к песне особого интереса и пройдет больше года, прежде чем Пиаф рискнет представить песню публике. Ей придется взять в соавторы профессионального композитора, поскольку SACEM (французский Союз композиторов) посчитал, что у Пиаф нет качеств необходимых профессиональному композитору. Это не помешает Пиаф написать около 80 хитов.

В 1946 году, Эдит Пиаф познакомится с группой молодых певцов les Compagnons de la Chanson. Как и в случае с Монтаном, она решает помочь им сделать карьеру. Прежде всего, предлагает совместно записать песню "Les trois cloches" (Три колокола). Успех был огромен, диск разлетается миллионным тиражом. И тогда Пиаф решает взять их в свое первое американское турне, которое состоится в 1947 году.

Заокеанская поездка станет настоящим испытанием для девочки с улицы Бельвиль. Поскольку первые концерты в нью-йоркском кабаре «Playhouse» не приносят ей желанного успеха у американской публики, которой Пиаф не пришлась по вкусу. Она уже было собрала чемоданы, но тут ей в руки попадается восторженная рецензия в одной из крупнейших Нью-йоркских газет, она решает остаться и попытать счастья еще раз. Подписав недельный контракт с "Версалем" - кабаре в Манхеттене, она остается там на четыре месяца, найдя наконец благодарную публику. В будущем она еще не раз взойдет на сцену "Версаля".

Нью-Йорк подарит певице две незабываемые встречи. Первым подарком станет близкая дружба с певицей и актрисой Марлен Дитрих, с которой она будет поддерживать отношения до самой смерти. Однако еще большим подарком станет безумная любовь к боксеру Марселю Сердану. Пиаф с Марселем СерданомГазетчики назовут эту историю любовью " короля бокса и королевы песни ", их роман станет одним из наиболее известных любовных историй 20-го века. Они были безумно знамениты, но каждый был известен в своей области, настолько отличной от сферы влияния другого, что соперничество не омрачило их отношений. Для него, она пишет вместе с Маргаритой Монно "L'hymne à l'amour" (Гимн любви), одну из своих наиболее известных и наиболее часто исполняемых песен.

Внезапная гибель Марселя Сердана 28 октября 1949 в авиакатастрофе превращает прекрасную историю любви в трагедию, про которые певица так часто будет петь, поскольку эта потеря ознаменует для нее, начало периода затяжной депрессии, из которой она не выйдет никогда.


От Азнавура до Беко

Пиаф была сломана произошедшим. Она и до этого была очень набожной, теперь же погружается в мистицизм и даже начинает заниматься спиритизмом. Однако ничто не способно лишить ее работоспособности и в 1950, она поднимается на сцену парижского "Pleyel". Именно в этот период молодой поет и композитор Шарль Азнавур станет для нее всем - секретарем, шофером и доверенным лицом. С 1945, она ему помогала самоутверждаться на сцене но больше ни для кого она не сделает того, что сделала для Mонтана или Les Compagnons de la Chanson. Не смотря на это, Азнавур, который напишет для нее такие хиты как "Jézébel" или "Plus bleu que tes yeux" (Более голубой, чем твои глаза), останется одним из ее преданейших друзей до конца.

В 1951, Эдит Пиаф занимается карьерой своего нового протеже Эдди Константина, молодого американского актера и певца. Она выбивает ему роль в оперетте "La p' tite Lili " которую поэт Марсель Ашард поставит в "ABC". Музыку к спектаклю напишет Маргарита Монно. Спектакль пользуется успехом семь месяцев, после этого Пиаф и Константин расстаются.

В том же году, Пиаф попадает в две автокатастрофы. После второй, в которой получит многочисленные ранения, ей начнут колоть морфий, наркотик, который впоследствии погубит ее. Смешивая морфий с алкоголем, Пиаф окончательно подорвет свое и без того слабое здоровье.

В июле 52, она распишется с певцом Жаком Пиллом прежде чем торжественно обвенчаться с ним в церкви, о чем она всегда мечтала. Это произойдет в Нью-Йорке, во время ее пятой поездки в Америку. Пилл также будет петь несколько вечеров в нью-йоркском кабаре, его выступления будет сопровождать молодой пианист, дебютант, Жильбер Беко, который для Пиаф напишет Je t'ai dans la peau". Пиаф снова выступает в кабаре "Версаль", которому она хранит верность со времен своей первой поездки.

Пиаф решает пройти два курса дезинтоксикации. Алкоголь и наркотики разрушают ее. Однако, именно в эти годы Пиаф достигает вершин своего творчества, студийные и концертные записи тех лет бесподобны. Близкие пытаются скрывать состояние ее здоровья от прессы.

Когда в 1955 Эдит представляется возможность спеть в "Олимпии", она, несмотря на то, что здоровье ее серьезно подорвано, с огромным энтузиазмом и энергией берется за работу. В первый же вечер Пиаф ожидал триумф. Программа была великолепна. Пиаф потрясает публику силою голоса. В том же году, Пиаф снова отправляется в изнурительное турне по США, которую она завершит в начале 1956 года, спев 22 песни в нью-йоркском Карнеги Холле. Как и в случае с парижским "Pleyel" в 1950, Пиаф стала первой шансонеткой которой позволили петь в храме классической музыки. И снова ошеломляющий успех. Отныне весь мир признает, что Эдит Пиаф - звезда.


От Мустаки до Сарапо

С января по май, Пиаф со своей командой колесит по Латинской Америке и возвращается в Париж лишь 14 мая. С 24 мая до июля, она снова поет в Олимпии. В этот период она создает "L'Homme à la moto", перепевку одной американской песни, и также "Les Amants d'un jour", которая станет шлягером. Затем в сентябре, снова Америка. В 56 году она также пройдет последний курс дезинтоксикации, после чего навсегда завяжет со спиртным. Однако, слишком поздно, ее здоровье подорвано окончательно.

В 1958, Эдит Пиаф встречает Жоржа Мустаки, или Джо Мустаки, как его в то время называют. Певец, поет, композитор, вместе с Маргаритой Монно напишет для Эдит, песню "Милорд". Характер Мустаки не отличался мягкостью поэтому их отношения были очень бурными. В сентябре 58 они попадают в серьезную автокатастрофу которая окончательно подорвет жизненные силы Пиаф. Несколькими месяцами позже, во время концерта в Нью-Йорке, она теряет сознание на сцене и ее увозит скорая.

В 1960 году молодой композитор Шарль Дюмон предлагает ей свою песню "Non je ne regrette rien". Пиаф приходит в восторг. В начале 1961 директор "Олимпии", Бруно Кокатри просит ее выступить там с концертом, чтобы спасти зал от банкротства. Она решает именно на этом концерте представить публике песню Дюмона. Плевать на то, что она вконец истощена лекарствами и операциями, Пиаф одержима безумной жаждой - жаждой петь, жаждой триумфа. Она остается глуха к предостережением врачей и мольбам близких, которые твердят о том, что выход на сцену в таком состоянии может стоить ей жизни.

В начале лета 61 года, она встречает своего последнего мужчину, Теофания Ламбукаса, которого прозовет Sarapo, что в переводе с греческого, родного языка молодого человека, означает " я тебя люблю ". Он станет последним мужчиной, которого она полюбит и последним певцом, которого попытается "продвинуть". В июне, она получает Гран-при Академии Шарля Кро за достижения в сфере искусства.

Затянувшийся день

В сентябре 62, она в последний раз выходит на сцену "Олимпии". 25 числа того же месяца, она поет с высоты Эйфелевой башни, в честь всемирной премьеры фильма "Le Jour le plus long" (Затянувшийся день). Стоя под звездами Пиаф поет в тот вечер для всего Парижа, который лежит у ее ног.

Несколькими днями позже, 9 октября 1962, она обвенчается с Тео Сарапо в православной церкви. Вместе они споют в "Bobino" в феврале 1963 свой хит, "A quoi ça sert l'amour?".


В апреле она впадет в кому. Очень слабая и редко приходящая в сознание, она проводит последние месяцы жизни на юге Франции. Именно на высотах Канн, в Plascassier, 11 октября 1963 года погаснет звезда Эдит Пиаф. В тот же день умрет ее старый друг Жан Кокто.

На похороны 14 октября 1963 в Париж приедут десятки тысяч поклонников, которые будут сопровождать тело до кладбища Пер Лашез. И сегодня, могила утопает в цветах, которые приносят почитатели, приезжающие со всех уголков Земли.

Хотя Эдит Пиаф принадлежит к старшему поколению французских исполнителей, ее песни не потяряли своей актуальности. В 1996, спектакль " Пиаф, я тебя люблю " посвященный жизни певицы, с огромным успехом прошел в Париже.

В 1997, Шарль Азнавур споет "Plus bleu que tes yeux" в виртуальном дуэте с певицей. После смерти певицы ее песни будут петь самые известные исполнители, такие как Луи Армстронг, Жозефина Бейкр, Марлин Дитрих, Джони Холлидей, Серж Гинзбург, Лайза Миннелли, а также из младшего поколения Этьен Дахо ("Mon manège à moi").

11 октября 2003, на 40-ю годовщину смерти Эдит Пиаф, мэр Парижа Бертран Деланье торжественно открывает памятник певице, установленный на площади имени Эдит Пиаф, в нескольких метрах от больницы Шип, которая в 1915 стала свидетелем рождения Малыша.

copyright © МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛУЖБА ФРАНЦУЗСКОГО РАДИО
перевод статьи - Наталья Чибисова



Edith PIAF


On lui en voudrait presque, au Moineau d'avoir été si grande (avec son mètre quarante-sept) que les autres, derrière, paraissent tout petit. D'avoir si pleinement, si fortement personnalisé la chanson française que, quarante ans plus tard, on ne peut s'empêcher de lui chercher une descendance. En vain. Car Piaf n'était pas seulement Piaf. Elle était dans le sillage d'une époque qui créait des Cocteau, des Sartre, des Chagall. Mieux, Piaf elle-même créait des Montand, des Aznavour, des Bécaud.... Piaf, c'était la France. Sans marketing ni hit-parade. Avec le talent et la passion, c'est tout.

La légende veut qu'Edith Piaf soit née sous un lampadaire, rue de Belleville dans le 20ème arrondissement de Paris. En fait, Edith Piaf est sans doute née à l'hôpital Tenon, porte de Bagnolet, comme l'indique le très officiel certificat de naissance au nom d'Edith Gassion daté du 19 décembre 1915.

Son père, Louis-Alphonse Gassion, est acrobate de rue et sa mère, Anita Maillard, est chanteuse lyrique sous le nom de Line Marsa. D'origine kabyle par sa mère, Edith est confiée à sa grand-mère Aïcha dans les premières années de sa vie. En effet, alors que le pays est en pleine guerre mondiale, son père rejoint l'armée et sa mère retourne chanter dans les rues sans trop se soucier de son enfant.


De Belleville à Pigalle

Deux ans plus tard, son père confie Edith à sa grand-mère paternelle qui vit en Normandie, à Bernay. Elle passe là quelques heureuses années avant de retourner vivre sous la houlette paternelle. Ensemble, ils sillonnent la France où, pendant que son père fait son numéro, la petite passe le chapeau.

Au fur et à mesure des années, elle va découvrir le pouvoir de sa voix sur les foules. Avec sa meilleure amie, Simone dite Momone, elle va de plus en plus souvent gagner sa vie grâce au chant. A 15 ans, elle décide de quitter son père pour voler de ses propres ailes.

Elle rencontre en 1932 Louis Dupont, dit P'tit Louis. De leur union, naîtra en 1933 une petite Marcelle. Mais, deux ans plus tard l'enfant meurt d'une méningite.

Edith continue de chanter dans les rues de Belleville et de Pigalle, quartier qu'elle fréquente plus souvent désormais. C'est là, cette même année, qu'elle est repérée par Louis Leplée, directeur d'un des cabarets les plus élégants de Paris, le Gerny's, situé sur les Champs-Elysées. Il est emballé par la voix de la jeune femme et décide de l'engager immédiatement. Il la baptise alors la Môme Piaf, nom qui en argot signifie petit oiseau et qui évoque toute la fragilité physique du personnage.

Du haut de ses 1,47 m, elle séduit alors le Tout-Paris de l'entre deux-guerres et obtient un triomphe immédiat.

Dans la foulée, Louis Leplée lui fait enregistrer son premier 78 tours en 1936, "Les Mômes de la cloche". Mais en avril, Leplée est assassiné chez lui. Piaf, qui a un peu fréquenté le "milieu", est alors interrogée par la police et la presse ne tarde pas à s'emparer de l'histoire. Mais très vite, la jeune chanteuse reprend sa carrière en main avec l'aide d'un homme, Raymond Asso. Aventurier et ancien légionnaire, Asso, qui est très amoureux de Piaf, comprend toutes les nuances du personnage et l'aide à devenir la tragédienne que l'on connaît. Avec la compositrice Marguerite Monnot, il lui offre un titre qui reste un des classiques du répertoire d'Edith Piaf, "Mon légionnaire", titre cependant déjà interprété par Marie Dubas.

De Meurisse à Cocteau

En 1937, La Môme Piaf devient définitivement Edith Piaf, et Raymond Asso réussit à convaincre le directeur de l'ABC, grande salle parisienne de l'époque, de l'engager en vedette américaine. Piaf, qui a maintenant 23 ans, fait un triomphe. Elle tourne son premier film, "La garçonne" de Jean Limur et quelques mois plus tard, passe cette fois en tête d'affiche à Bobino.

En 1940, Edith Piaf rencontre le comédien Paul Meurisse. Il sera son compagnon pendant deux ans. D'un naturel rieur et farceur, Edith Piaf est tout le contraire de Paul Meurisse, homme réservé et élégant, qui lui apprendra comment se tenir en société.

Edith Piaf devient à cette époque la coqueluche des grands intellectuels, et entre autres de Jean Cocteau qui écrit sur mesure pour le couple Meurisse-Piaf, la pièce qui sera le succès de la saison 1940, "Le bel indifférent". Cette histoire qui décrit une scène de ménage pendant laquelle l'homme reste imperturbable et silencieux, révèle l'immense talent de Piaf pour l'art dramatique. Suite à cette pièce, le couple est engagé pour le film "Montmartre sur scène" de Georges Lacombe où il partage l'affiche avec Jean-Louis Barrault. Sur ce tournage, Piaf rencontre Henri Contet, qui devient son nouveau pygmalion et un de ses principaux compositeurs.

Pendant cette période de guerre, Edith Piaf fait de la résistance à sa façon, et n'a de cesse, entre autres, de faire travailler les musiciens juifs.

Piaf est maintenant une artiste qui maîtrise parfaitement son art et son personnage. En 1944, elle a presque 30 ans. Forte de son expérience et de son succès, elle en fait profiter tous ceux qui selon elle, le méritent. C'est ainsi, que lorsqu'elle rencontre le jeune Yves Montand à la fin de l'été 1944, non seulement elle tombe amoureuse de lui, mais elle prend en charge toute sa carrière, du répertoire à sa garde-robe. Henri Contet lui écrit des titres que Montand chantera toute sa vie tels "Battling Joe" ou "Luna park".


En 1945, Piaf et Montand sont réunis à l'écran dans le film "Etoile sans lumière" de Marcel Blistène.


De Montand à Cerdan

A la fin de l'année 45, Piaf écrit seule un des titres les plus populaires de tous les temps, "La vie en rose". Cependant, son entourage de l'époque considère cette chanson sans intérêt et Piaf mettra plus d'un an avant de la chanter. Si ce titre est co-signé par Louiguy, c'est que Piaf n'a pas les qualités requises à l'époque par la SACEM (Société des auteurs compositeurs) pour être admise en tant que compositeur. Durant toute sa carrière, Edith Piaf composera cependant presque 80 titres.

En 1946, Edith Piaf fait la connaissance d'un groupe de jeunes chanteurs les Compagnons de la Chanson. Comme pour Montand, elle décide de prendre leur carrière en main. Elle leur propose d'enregistrer un titre ensemble, "Les trois cloches". Le succès est foudroyant et le disque se vend à un million d'exemplaires. Piaf décide alors de les emmener avec elle lors de sa première tournée américaine qui démarre en 1947.

Ce voyage outre-Atlantique est un véritable défi pour cette enfant de Belleville. Effectivement, les premiers concerts au Playhouse, cabaret new-yorkais, n'attirent guère les Américains qui ne comprennent pas grand chose au personnage de Piaf. Cependant, sur le point de rentrer en Europe, Piaf décide de rester après avoir lu une excellente critique dans un des plus grands quotidiens de New York. Elle retrouve alors un engagement d'une semaine au Versailles, cabaret très sélect de Manhattan. Face au succès, elle y restera finalement quatre mois et reviendra y chanter régulièrement les années suivantes.

Ce passage à New York est marqué pour la chanteuse par deux rencontres essentielles. Tout d'abord, elle devient très amie avec la comédienne et chanteuse Marlène Dietrich avec qui elle restera en contact jusqu'à sa mort. Mais surtout, elle tombe follement amoureuse du boxeur Marcel Cerdan. Cette histoire entre "Le roi de la boxe et la reine de la chanson", tel que le titrent nombre de journaux, est une des plus fameuses romances du siècle. Célébrissimes l'un et l'autre à cette époque, mais dans des domaines très différents, Piaf et Cerdan vivent leur relation sans aucune rivalité. Pour lui, elle écrit avec Marguerite Monnot "L'hymne à l'amour", un de ses titres les plus connus et les plus chantés.

La mort soudaine de Marcel Cerdan le 28 octobre 1949 dans un accident d'avion aux Açores transforme cette belle histoire en tragédie, telle que Piaf les chante, d'autant plus que cette disparition marque pour la chanteuse, le début d'une longue période de dépression qui ne cessera jamais vraiment.


D'Aznavour à Bécaud

Fragilisée par cet événement, Piaf, déjà très croyante, se jette à fond dans le mysticisme et même le spiritisme. Elle ne cesse cependant pas de travailler et en 1950, elle remonte sur scène à Paris à la salle Pleyel. A cette même époque, le jeune auteur-compositeur Charles Aznavour devient son "homme-à-tout-faire", secrétaire, chauffeur et confident. Dès 1945, elle l'a aidé à faire ses preuves sur scène mais jamais elle ne prend sa carrière en main comme pour Montand ou Les Compagnons de la Chanson. Cependant, Aznavour, qui lui écrira des titres tels que "Jézébel" ou "Plus bleu que tes yeux", restera un de ses fidèles jusqu'au bout.

En 1951, Edith Piaf impose son nouveau protégé, Eddie Constantine, jeune chanteur et acteur américain, dans l'opérette "La p'tite Lili" que l'auteur Marcel Achard monte à l'ABC sur une musique de Marguerite Monnot. Le spectacle tient l'affiche sept mois au bout desquels Piaf et Constantine se séparent.

Cette même année, Piaf va avoir deux accidents de voiture. Suite au deuxième dont elle sort très meurtrie, on lui administre de la morphine, drogue dont elle ne pourra plus guère se défaire par la suite. Mêlée à l'alcool, la drogue provoquera une longue et inéluctable dégradation de sa santé, déjà fragile.

En juillet 52, elle épouse civilement le chanteur Jacques Pills avant de célébrer le mariage en grande pompe à l'église, comme elle en a toujours rêvé, à New York lors de sa cinquième tournée américaine. Pills, qui donne aussi quelques récitals dans un cabaret new-yorkais, est accompagné au piano par un jeune débutant, Gilbert Bécaud, qui pour Piaf écrira "Je t'ai dans la peau" (avec Pills). Piaf chante au cabaret Le Versailles auquel elle reste fidèle depuis sa première tournée.

A partir de cette époque, Piaf va suivre plusieurs cures de désintoxication. L'alcool et la drogue font des ravages. Pourtant, Edith Piaf est à cette époque au sommet de son art et les enregistrements de ces années-là, en studio ou en concert, sont exceptionnels. Son entourage tente de dissimuler son état de santé à la presse, et Piaf reste enfermée chez elle pendant de longs mois dans les années 53-54.

Cependant, lorsqu'elle apprend qu'elle va chanter à l'Olympia en 1955, Edith Piaf retrouve enthousiasme et énergie pour se remettre au travail malgré sa santé fort défaillante.

Pour son premier récital dans la plus célèbre des salles parisiennes, Edith Piaf remporte un énorme triomphe justifié par un spectacle sublime. Sa voix est puissante et bouleversante. Cette même année, Piaf repart pour une tournée épuisante à travers les Etats-Unis qui se terminera début 1956 par un récital de 22 chansons au Carnegie Hall de New York. Comme à la salle Pleyel de Paris en 1950, Piaf est la première artiste de variétés à chanter dans ce temple de la musique classique. Naturellement, le succès est au rendez-vous. Edith Piaf est désormais une star internationale.


De Moustaki à Sarapo

De janvier à mai, Piaf et son équipe partent pour une tournée en Amérique latine et rentrent à Paris le 14 mai. Dès le 24 mai, elle s'installe à nouveau à l'Olympia jusqu'en juillet. Elle y crée "L'Homme à la moto", reprise d'un titre américain, et aussi "Les Amants d'un jour", titre qui devient un tube populaire. Puis en septembre, nouveau départ pour l'Amérique. L'année 56 marque aussi l'ultime cure de désintoxication de la chanteuse qui ne touchera désormais plus une goutte d'alcool. Sa santé est cependant définitivement détériorée.

De sa tournée en Amérique du Sud, Piaf a rapporté une mélodie qui deviendra "La Foule" et qu'elle crée à Paris lors de son troisième passage à l'Olympia début 1958. Durant ce même récital de trois mois, elle crée également un de ses plus grands succès, "Mon manège à moi".

En 1958, Edith Piaf rencontre Georges Moustaki, qui se fait appeler à l'époque Jo Moustaki. Chanteur, auteur, compositeur, il lui écrit avec Marguerite Monnot, la chanson "Milord". Doté d'un caractère entier, Moustaki aura avec Piaf une relation houleuse. Ils ont ensemble un grave accident de voiture en septembre 58 qui affaiblira un peu plus Piaf. Quelques mois plus tard, en plein concert à New York, elle s'effondre sur scène et est opérée d'urgence.

En 1960, c'est cette fois le jeune compositeur Charles Dumont qui lui propose sa chanson "Non je ne regrette rien". Piaf est subjugué par ce titre. Elle décide de le chanter sur scène à l'Olympia début 1961, lors d'un concert qu'elle a promis au directeur, Bruno Coquatrix, pour sauver sa salle de la faillite. Totalement épuisée par les opérations et les médicaments, Piaf contre l'avis des médecins et de son entourage, continue de chanter et de triompher, même s'il n'est pas rare qu'elle s'écroule sur scène.

C'est au début de l'été 61, qu'elle rencontre le dernier homme de sa vie, Theophanis Lamboukas, qu'elle baptise Sarapo, traduction de "je t'aime" en grec, langue maternelle du jeune homme. Il est le dernier homme qu'elle aimera et aussi le dernier chanteur qu'elle tentera de lancer. En juin, elle reçoit le grand prix du disque de l'Académie Charles Cros pour l'ensemble de sa carrière.

Le jour le plus long

En septembre 62, elle s'installe une dernière fois à l'Olympia avec un répertoire plus intimiste. Le 25 du même mois, elle chante du haut de la Tour Eiffel pour la première mondiale du film "Le Jour le plus long". Devant un parterre de têtes couronnées et de stars, Piaf chante ce soir-là pour toute la ville de Paris qui s'étend à ses pieds.

Quelques jours plus tard, le 9 octobre 1962, elle épouse Theo Sarapo selon les rites orthodoxes. Ils chantent ensemble à Bobino en février 1963 leur titre fétiche, "A quoi ça sert l'amour ?".


Elle tombe dans le coma en avril. Très affaiblie et souvent inconsciente, elle passe les derniers mois de sa vie dans le sud de la France. C'est sur les hauteurs de Cannes, à Plascassier, que Edith Piaf s'éteint le 11 octobre 1963, le même jour que son ami Jean Cocteau.

Ces funérailles à Paris le 14 octobre 1963 attirent des dizaines de milliers d'admirateurs qui suivent le cortège jusqu'au cimetière du Père Lachaise. Encore aujourd'hui, sa tombe est quotidiennement fleurie par d'innombrables visiteurs venus du monde entier.

Personnalité majeure de la culture française, Edith Piaf est encore très présente dans l'actualité de la chanson. En 1996, le spectacle "Piaf je t'aime" consacré à la vie de la chanteuse, rencontre un vif succès à Paris.

En 1997, Charles Aznavour reprend le titre "Plus bleu que tes yeux" dans un duo virtuel avec la chanteuse. Depuis sa disparition, ses chansons ont été reprises par les plus fameux artistes internationaux parmi lesquels Louis Armstrong, Joséphine Baker, Marlene Dietrich, Johnny Hallyday, Serge Gainsbourg, Liza Minnelli, ou plus récemment Etienne Daho ("Mon manège à moi").



Le 11 octobre 2003, pour les 40 ans de la disparition d'Edith Piaf, le maire de Paris Bertrand Delanoë inaugure une statue de la chanteuse, conçue spécialement et scellée sur la place Edith Piaf, à quelques mètres de l'hôpital Tenon qui a vu naître la Môme en 1915.




Эта статья взята с сайта Frenchmusicals
http://frenchmusicals.ru

Адрес этой статьи:
http://frenchmusicals.ru/modules/xnews/article.php?storyid=122