OOPS. Your Flash player is missing or outdated.Click here to update your player so you can see this content.
Ближайшие события
меню
Поиск
RSS канал
мюзиклы
FRENCHMUSICALS рекомендует
Где учиться ?

Сообщество Франкофонов в Санкт-Петербурге

Что послушать ?

Лучшее радио Франции !


Радио Cherie FM

Слушать прямо сейчас >>

Реклама
от компании дешевые роллы казань okinavakazan.ru/rolly . туры в Латвию на рождественские каникулы 2018
Реклама

в 05.02.2009 21:20:00 ( 22634 прочтений )
DALIDA, 20 ans déjà…

Изменённое изображение«Сегодня вечером, увидев тебя,
Наше прошлое внезапно пробудилось,
Помнишь, это было далеко,
Перед старым кафе,
Ты рисовал, я была рядом,

Помнишь, это было далеко,
Ты мне сказал, что ждал меня,
И я последовала за тобой, без слов
Я вновь обрела твои ночи…»
(1977 г., текст песни «Remember» C.Carmone, J.Arel, перевод автора).

Удивительно, но прошло уже двадцать лет. Много это или мало, судить сложно, потому что время понятие относительное. Но многое за эти годы изменилось. Сменились стили и направления в музыке, появились новые звезды на небосклоне эстрады, однако таких ярких и оставляющих после себя след еще не появится долго. Это закономерность, таких исполнителей чье творчество переживает их и продолжает жить - единицы.


В мае этого года по всей Франции прошли мероприятия, посвященные памяти великой французской певицы Далиды. В самой сердце Парижа в Отель де Виль с мая по сентябрь проходила экспозиция, посвященная жизни и творчеству певицы, впервые зрителю были представлены вещи и сценические костюмы певицы, редкие записи и фотографии. В Канаде поставлен одноименный мюзикл, в Польше вышла биография певицы, в России в городе Саратове прошла дискотека, где песни Далиды звучали в новых современных обработках.

Дитя средиземноморья, замечательная артистка, трогательная личность, Далида даже покинув нас, продолжает околдовывать сердца своей публики, заставляя задуматься о вечности.

Многие думают, что Далида египтянка, потому что родилась она в Каире в 1933 году. Но Иоланда Джилиотти, известная всему миру под именем Далида, родилась в итальянской семье жившей в те годы в Египте, ее отец Пиетро был музыкантом – первой скрипкой в опере Каира. И с самого детства, прошедшего в квартале Шубра, она была окружена музыкой и любовью своих родителей. Однако семейная идиллия была разрушена арестом отца, который после возвращения из тюрьмы прожил совсем недолго. Много лет спустя, уже известной певицей, Далида вернется в Каир, чтобы попросить прощения у отца на его могиле, за то, что, как ей казалось, не любила его.

Изменённое изображение Юная Иоланда воспитывалась в католической школе, где изучала иностранные языки: французский, итальянский, арабский и английский; а так же играла в школьном театре. Именно знание иностранных языков станет одним из решающих факторов в ее творчестве. Более чем за три десятилетия певческой карьеры Далида записала около 2000 песен на десяти языках (французском, итальянском, испанском, немецком, английском, японском, иврите, египетском, фламандском и ливанском), получила более 70 золотых дисков, продажи ее альбомов перевалили уже за 120 миллионов. Каждый раз для своих концертов за границей Далида интерпретировала часть своего репертуара на языке принимающей страны, что во многом обусловило ее мировую известность. После окончания школы она стала работать секретарем, и родители уже практически сосватали свою дочь за достойного избранника. Однако их планам не суждено было сбыться - Иоланда мечтала о сцене.

В 1954 году, по совету друга, Иоланда принимает участие в конкурсе «Мисс Египет» и побеждает. Этот конкурс становится стартовым этапом ее карьеры в кино. В этом же году Далила, именно такой псевдоним придумала изначально себе Иоланда, снимается в трех фильмах у египетских режиссеров. Но Каир кажется ей слишком маленьким для ее таланта, и она решает начать новую жизнь в неизвестности, в Париже, куда и улетает 25 декабря 1954 года. Это французскому режиссеру Марко де Гастин мы обязаны приезду Далиды именно в Париж. В 1954 году на съемках своего фильма «Маска Тутанхамона», которые проходили в Египте, он посоветовал молодой актрисе попробовать покорить Париж!

Однако французский кинематрогаф не встречает ее с распростертыми объятиями и по совету подруги Далила начинает петь в кабаре и меняет букву «л» в своем сценическом имени на «д», так рождается Далида. В один из вечеров ее замечает Брюно Кокатрикс – владелец легендарного концертного зала Олимпия и предлагает Далиде принять участие в конкурсе молодых исполнителей «Звезды завтрашнего дня».

На конкурсе Далида исполняет песню «Иностранка в раю», повествующую о судьбе девушки, оказавшийся в Париже, поет как бы о своей жизни… и так будет на протяжении всего ее творческого пути, она будет петь свою жизнь, радости и трагедии, по песням Далиды можно проследить перипетии ее непростого жизненного пути.

В тот вечер в зале Олимпии по воле судьбы оказываются Люсьен Морис – директор парижской радиостанции «Европа 1» и его друг, владелец звукозаписывающей компании Эдди Барклай, которые заметили молодую певицу и дали старт ее музыкальной карьере во Франции. Уже через год она выходит на сцену все той же Олимпии, но уже известной певицей, исполнительницей хитов «Bambino», «O Sole mio», «Gondolier» и других.

Далида сочетает в себе все черты женского идеала: таинственные коричневые глаза, длинные волосы, совершенный силуэт, она обладает природной элегантностью и чувством вкуса. И, кажется, что она создана для сцены, ибо настолько органично и свободно держится на ней, что успех не заставляет себя ждать.

Изменённое изображение 8 апреля 1961 года после пяти лет совместной жизни Далида и Люсьен Морис сочетаются узами брака. Свадьба, неоднократно переносимая из-за слишком загруженного графика работы молодоженов, не приносит идиллии и семейного счастья. Уже 17 мая Далида, приглашенная на Каннский кинофестиваль в качестве гостьи, знакомится с молодым художником польского происхождения Жаном Собески и влюбляется в него. Люсьен, находящийся в то время в Париже, узнает обо всем из газет. После громкого развода бывший супруг объявляет Далиде войну и в ее творчестве наступают нелегкие времена. Но уже в декабре 1961 года Далида выходит на сцену Олимпии с сольной программой, в первом ряду – Люсьен Морис, который после исполнения первой песни аплодирует стоя! Это триумф! На следующий день Клод Саррот напишет для газеты «Ле Монд»: «Далида – тонкая штучка перевернула две тысячи своих зрителей как блины, размазанные по креслам».

Изменённое изображение В мае 1962 года Далида покупает знаменитый особняк на Монмартре по адресу 11 бис, по улице Оршамп. Именно с этим зданием с высокими каменными стенами, которыми Далида как бы огородила себя, связывается ее имя сегодня. По воле судьбы Далида навсегда породнилась с Монмартром, где она прожила со своей семьей двадцать пять лет, где в 1997 году ее именем назвали площадь, которую украшает бронзовая статуя, такой чести в Париже удостоились не многие женщины, лишь Жанна Д’Арк, Сара Бернар и Далида. И здесь же рядом на кладбище Монмартра находится ее могила, на которой каждый день появляются цветы и письма от поклонников, приезжающих со всего мира.

Год 1964 - десять лет прошло с момента приезда в Париж никому не известной Иоланды Джилиотти, за это время было продано более 10 миллионов дисков с ее записями и специально для Далиды был придуман «Платиновый диск».

Изменённое изображение В конце 1966 года Далида соглашается поддержать молодого итальянского исполнителя Луиджи Тенко, исполнив на фестивале в Сан Ремо его песню «Прощай любовь, прощай». Однако в конкурсный вечер эта песня не находит свою публику и Луиджи Тенко убивает себя выстрелом из револьвера. Через несколько недель после произошедшего Далида предпринимает попытку покончить жизнь самоубийством… В октябре 1967 года она вновь выходит на сцену Олимпии. Ее голос изменился, в нем появились трагические ноты. Ее репертуар так же изменился. Страница перевернута. Последней песней Далида исполняет «Прощай любовь, прощай» и вновь небывалый успех.

В 1968 году Далида получает из рук Шарля де Голля медаль Президента Французской республики за вклад в развитие французской культуры. Двумя годами позже она покидает звукозаписывающий лейбл Барклай и вместе со своим братом создает независимый лейбл Орландо продюксион. В этом же 1970 году первым успехом становится знаменитая «Darla-Dirladada». За первую неделю продано 75 000 дисков.

Сентябрь 1970 года приносит еще одну печальную новость – бывший супруг певицы и человек, который открыл Франции Далиду – Люсьен Морис заканчивает жизнь самоубийством. Далида тяжело переносит эту трагедию, ведь не смотря на то, что прошло уже почти десять лет с момента их расставания, Люсьен был первым мужчиной в ее жизни и человеком, который открыл ей дорогу на сцену. Она посвятит ему еще не одну песню, оплакивая на сцене свое не сбывшееся счастье:

«Сегодня вечером я не смогу больше видеть пустоты, слышать тишину,
Сегодня в вечер концерта, я представлю, как будто ты был здесь,
Я захочу открыть дверь, но это будет всего лишь ветер,
Время так красиво улыбнется, немного грустно, немного странно,
И ты мне скажешь: «Добрый вечер, как же долго мы не виделись,
И туманным днем ты навсегда исчезнешь».
(1976 г. текст песни «Comme si tu était là», C.Lemesle, A.Donna, перевод автора).


Постепенно франко-итальянская певица, родившаяся в Египте, становится всемирно известной. Она выступает с концертами в Японии, Бразилии, Вьетнаме, Канаде, Африке. Она имеет одинаковый успех и в Алжире, где поет по приглашению Бен Белла и в знаменитом Карнеги Холл в Нью-Йорке в 1978 году. «Я знаю в этом мире только аэропорты, гостиницы и концертные залы» - как-то скажет в своем интервью для «Франс Суар» Далида. Она много гастролирует, записывает все новые и новые хиты и в этом бешеном ритме совсем забывает о себе.

Изменённое изображение Этот период жизни певицы связан с именем Ришарда Шанфрея, который называл себя графом Сэн-Жермен, он возвращает Далиде вкус к жизни. Год 1973 приносит новую волну успеха. Далида записывает знаменитый дуэт «Paroles, paroles» с Аленом Делоном, который поднимается на вершины хит-парадов даже в Японии. Далида – удивительно талантливый исполнитель. Песня «Paroles, paroles» уже исполняемая в Италии ранее не имела такого всемирного успеха, который ей принесли Делон и Далида. В репертуаре Далиды было множество песен, как написанных специально для нее, так и «перепетых». И что самое удивительное такие песни как «Besame mucho», «O sole mio», «Avec le temps» ассоциируются сегодня именно с ее именем и с ее неповторимым исполнением. Она и сама неоднократно повторяла, что она исполнитель, интерпретатор песен, но на самом деле она была еще и гениальной актрисой, переживающей каждую песню на сцене и воплощая все новые и новые образы.

В 70-х годы, несмотря на личные душевные страдания, карьера Далиды развивается с небывалым успехом. Именно в эти годы она исполняет «Il venait d’avoir 18 ans», «Gigi l’amoroso», «Pour ne pas vivre seul», «Je suis malade». Перед зрителем предстает совсем другая зрелая женщина, и это отражается на ее репертуаре. В ее текстах все больше грусти и поиска смысла жизни, в это время Далида увлекается философией, размышляет о своем одиночестве:

«Чтобы не жить в одиночестве,
Мы живем с собакой, с розами, или верой,
Чтобы не жить в одиночестве, мы придумываем для себя кино,
Мы любим воспоминания – тень неизвестно чего,
Чтобы не жить в одиночестве, мы живем в ожидании весны,
А когда приходит весна – в ожидании следующей весны,
Чтобы не жить в одиночестве, я тебя люблю и жду,
Чтобы иметь иллюзию, что не одинока»,
(1972 г., текст песни «Pour ne pas vivre seul», S. Balasko, D.Faure, перевод автора).


Изменённое изображениеВ 1975 году начинается новый этап в творчестве Далиды, она записывает римейк знаменитой «J’attendrais» в стиле диско. Следом на вершины хит-парадов возносятся хиты: «Laisser-moi danser», «Gigi in paradisco», «Génération 78», на который был снят один из первых в истории видео клипов. И перед зрителем предстает новый образ Далиды. Сверкающие платья от Лориса Азаро и Мишеля Фреснэй, роскошные, богатые. Далида прекрасно танцует, чувственно и красиво, в окружении команды профессиональных танцоров.

В 1978 году Далида выступает с концертом в Нью-Йорке, знаменитый Карнеги Холл в течение двадцати минут не отпускает французскую певицу неутихающими аплодисментами. Для этого выступления ее друг модельер Мишель Фреснэй готовит великолепное красное платье, в котором она поет знаменитую песню «Je suis malade».

Творческий союз Фреснэя и Далиды достигает своего апогея при подготовке спектакля во Дворце спорта в Париже в 1980 году, для которого он шьет костюмы. Далида совместно с американским хореографом Лестером Вильсоном готовит красочное шоу с участием оркестра и балета, двенадцатью сменами костюмов, которое в течение трех недель проходит при полном зале.

В 1981 году Далида болезненно разрывает отношения с графом Сэн-Жерменом и как всегда, чтобы забыть о личной жизни погружается в творчество. В этом году ей вручают первый в истории «Бриллиантовый диск» за 100 миллионов дисков, проданных по всему миру. Два последующих года в жизни певицы ознаменовались поддержкой нового президента республики и негативной реакцией прессы на подобные действия. Но это был жест не столько политический сколько дружественный… После Франсуа Миттеран скажет: ««Далида оставила память великой артистки, ознаменовавшей французскую песню, а также память женщины со щедрым и несчастным сердцем»».

Изменённое изображениеВ 1983 году Далида записывает новый альбом, на котором появляются такие песни как «Mourir sur scène», «Lucas». 20 июля этого же года судьба готовит певице новый удар, Ришард Шанфрей заканчивает жизнь самоубийством в Сан-Тропе на юге Франции. Далида теряет интерес к жизни, ее интерес к творчеству угасает. Три мужчины в ее жизни, три самоубийства… злой рок, стечение обстоятельств? Да еще и в прессе какой-то журналист пишет о Далиде как о женщине, приносящей несчастье. Свой пятидесятилетний юбилей Далида справляет в кругу своих родственников и друзей. Одиночество и нереализованность в личной жизни начинают давить на нее. В 1984 году Далида вновь отправляется в турне, а годом позже переносит две тяжелейшие операции на глазах, которые вызывают у певицы воспоминания о детстве, когда она так же перенесла несколько сложных операций для восстановления зрения.

На протяжении более чем тридцати лет своей карьеры Далида снялась в нескольких фильмах. Однако настоящей роли ей пришлось ждать до 1986 года, когда египетский режиссер Юсеф Шанин предлагает ей главную роль в своем фильме «Шестой день», для съемок в котором она отправляется в Египет. Иоланда возвращается домой, в квартал Шубра, где выросла, идет на могилу отца, воспоминания поглощают ее. Девочка, родившаяся в стране пирамид, которая мечтала стать известной артисткой - исполнила свою детскую мечту. Она стала легендой, звездой, дарившей радость миллионам. Но постепенно Иоланда приходит к мысли о том, что, прожила жизнь артистки, но совсем забыла о личной жизни:

«Я пересекала дни и ночи без сна, чтобы прийти сюда,
Мне было жарко под дождем и холодно на солнце,
Я говорила о страхе и молчала в тишине,
Я раскрашивала часы и продавала воскресенья,
Для того чтобы прийти сюда…
Я столько раз плакала, что у меня нет больше слез,
Я столько раз падала, но не опустила руки,
Я прошла за мою жизни гораздо больше, чем мне было предопределено,
И слово конец увенчало все мои истории любви…».
(1984 г., текст песни «Pour en arriver là», M.Jouveaux, J.Barnel, перевод автора).


Она чувствует себя все более одинокой, без мужа, детей, годы начинают тяготить ее. Тогда она исполняет песню, отражающую ее душевное состояние «Умереть на сцене»:

«Приди, но не приходи, когда я одна,
Выбери лучше день гала концерта,
Если ты хочешь танцевать со мной,
Моя жизнь была обожжена слишком большим количеством света,
И теперь я не могу уйти в тень,
Я хочу умереть под лучами прожектора,
Перед полным залом…».
(1983 г., текст песни «Mourir sur scène», J.Barnel, перевод автора).


Изменённое изображениеВ апреле 1987 года Далида дает последние концерты в Турции. И, решив, что жизнь ничего уже не сможет ей принести, она решает уйти навсегда ночью 2 мая 1987 года и принимает смертельную дозу снотворного. «Простите меня, жизнь мне невыносима» - написала она в своем последнем письме.

«Со временем все проходит,
Забываются лица и голоса,
Сердце перестает биться,
И нет повода продолжать путь,
Искать дальше, нужно все бросить,
И это хорошо…».

(1971 г., текст песни «Avec le temps», Léo Ferré, перевод автора)


22 ноября 2007 года, Шаповалов М.А.
© Шаповалов М.А., 2007.
Обсудить на форуме






Понравилось? Поделитесь с друзьями!


  • ВКонтакте
  • Facebook


Предыдущая новость Следующая новость Версия для печати Отправить эту статью другу Создать из статьи PDF-файл
Другие новости
11.05.2017 23:00:00 - Интервью с Даниэлем Лавуа, неизменным Фролло из "Нотр-Дам де Пари"!
12.04.2017 23:00:00 - Интервью с Анжело Дель Веккио, Квазимодо из Нотр-Дама!
11.04.2017 23:00:00 - Анонс интервью с одним из актеров Нотр-Дама
22.02.2017 22:50:00 - Интервью с Ришаром Шаре с русскими субтитрами!
29.12.2016 0:50:00 - Новогоднее поздравление от Ришара Шаре
29.10.2016 20:00:00 - Певец Рено : новый клип «Слова»
25.03.2015 18:21:44 - Ретроспектива: альбом Jenifer "Jenifer"
25.03.2015 17:00:00 - День Рождения Jean Sablon
13.01.2015 15:00:00 - День Рождения Richard Anthony
09.01.2015 13:31:32 - День Рождения Лары Фабиан


Подписаться на новости сайта


сольные исполнители
Наши партнеры

Официальный фан-клуб Гару в России



Dalida Legenda







Яндекс цитирования

(c) 2001-2016 Frenchmusicals Group